Теперь водителям можно нарушать. Но не чаще трех раз в год )))

Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» внесены изменения в кодексы об административных правонарушениях и административного судопроизводства, в закон «О дорожном движении» и другие нормативные акты. Львиная часть новшеств появилась именно в админкодексе, которым предусмотрены автоматическая фиксация нарушений ПДД, введение новых штрафов, практика применения штрафных баллов и «писем счастья», а также стимулирование оплаты штрафов.

Парламентарии в очередной раз узаконили автоматическую фиксацию нарушений ПДД с помощью технических средств, позволяющих вести фото- или видеосъемку. Напомним, пять лет назад в Украине уже пытались внедрить автофиксацию. Увы, безуспешно. Использование несовершенных приборов, неправильный подход к определению ответственности юридических лиц и нарушение принципа презумпции невиновности обрекли эту практику на неуспех. В итоге она была приостановлена по решению Конституционного суда.

Попыткой номер два некоторые предыдущие шероховатости были устранены. Но не все. Новый закон по-прежнему предусматривает, что при автофиксации нарушений ПДД ответственность несет владелец транспортного средства (физическое или юридическое лицо) и именно на него возложена обязанность доказывать свою невиновность. Те же грабли, то же игнорирование принципа презумпции невиновности. СМИ и юристы, в частности известный адвокат и правозащитник Вадим Володарский, еще до принятия закона обращали на это внимание, однако депутаты их справедливые замечания проигнорировали. Какой будет реакция Конституционного суда на нарушение основных прав и свобод украинских автомобилистов — покажет время.

Автовладельцы освобождаются от ответственности, только если транспорт или его номер были украдены. В таких случаях они должны будут сообщить о краже в патрульную полицию. Если же за рулем в момент фиксации нарушения ПДД был не хозяин машины, а другой человек, нарушитель может добровольно обратиться в полицию, признав свою вину в течение 14 дней с момента получения «письма счастья». Тогда ответственность придется нести уже ему. Сомневаемся, что такая практика станет популярной у украинских автомобилистов (разве что родственники владельцев автомобилей не захотят подставлять своих). В противном случае владельцу транспортного средства придется-таки доказывать свою невиновность в суде.

Как будут отправлять «письма счастья»

При автофиксации владельца автомобиля-нарушителя будут определять по номерному знаку, заснятому на фото или видео. И законом предусмотрено, что постановления о наложении штрафа будут выноситься без участия нарушителя.

В постановлении обязательно должны быть указаны: дата, время и место совершения нарушения ПДД, данные об автомобиле и техсредстве, которым было зафиксировано нарушение, и размер штрафа (к постановлению прилагается отрывная квитанция об оплате). В отличие от «писем счастья», которые отправлялись пять лет назад, в нынешних уже не будет фотографии автомобиля-нарушителя. Зато будет ссылка на интернет-сайт МВД, где владелец транспортного средства сможет просмотреть фото или видеозапись нарушения, а также специальный код для доступа к этой информации.

«Письмо счастья» отправляется в течение трех дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа рекомендованным письмом по адресу проживания физлица и месту нахождения лица юридического. Днем получения «письма счастья» считается дата, указанная в почтовом уведомлении о вручении владельцу или об отказе в ее получении. Кстати, теперь наряду с хозяином транспортного средства уведомления могут получать совершеннолетние члены его семьи. Чтобы не платить штрафы, достаточно не жить по месту прописки и наказать своим родственникам не получать и не подписывать никаких почтовых бумажек.

Водителей будут стимулировать оплачивать штрафы быстрее

Впрочем, даже если нарушение вами Правил дорожного движения будет зафиксировано, штрафы придется платить не сразу: закон предусматривает начисление всем водителям 150 штрафных баллов в год, часть которых вычитается при совершении некоторых видов нарушений ПДД. В итоге штраф будет грозить только тем, кто исчерпает запас «бонусных» баллов. В среднем безнаказанно можно будет «нагрешить» три раза в год, ведь вне зависимости от вида нарушения установлен только один вид штрафного взыскания — 50 баллов (см. таблицу).

Однако подобный принцип действует только при автоматической фиксации. Если же нарушение ПДД выявил патрульный полицейский, водителю придется оплатить штраф. Сделать это можно будет сразу же на месте нарушения, но только через безналичные платежные устройства — POS-терминалы — с помощью банковской пластиковой карточки (процедура схожа с оплатой покупок в супермаркете).

Введение штрафных баллов многие отечественные юристы сравнивают с индульгенцией, нарушающей принцип неотвратимости наказания. В западных странах система штрафных баллов работает иначе: она служит дополнительным видом контроля за систематичностью нарушений ПДД, и баллы начисляются дополнительно к штрафам. Когда нарушитель набирает определенное количество баллов, его лишают права управления автомобилем. И вернуть водительское удостоверение можно только после прохождения медкомиссии и сдачи теоретического и практического экзаменов. Авторы же украинского закона объясняют свой подход к проблеме необходимостью привыкания наших водителей к новой системе автофиксации нарушений ПДД. Якобы таким образом хотели смягчить для соотечественников этот удар судьбы. Впрочем, тогда непонятно, почему в законе данная норма запланирована не только на этот, но и на последующие годы.

Еще одно существенное изменение — новые размеры штрафов. В новой редакции админкодекса убрана вилка штрафов — минимальный и максимальный. Отныне за все нарушения ПДД установлен четко фиксированный штраф в размере минимальной суммы, которая применяется в пока еще действующей редакции админкодекса. Так, например, за превышение скорости на 20 километров в час сегодня налагается штраф от 255 до 340 гривен (а будет — 255 гривен), за проезд на красный свет — от 425 до 510 гривен (а будет — 425 гривен), за управление в нетрезвом состоянии — от 3400 до 5100 гривен (а будет — 3400 гривен). Таким образом, штрафы уменьшены — до нынешних минимальных.

Юристы утверждают, что применять принцип фиксированных штрафов в определенных статьях Административного кодекса Украины (в данном случае касающихся ответственности в сфере дорожного движения) нелогично: ведь во всех остальных частях документа за админнарушения предусмотрена именно вилка штрафов.

Закон предусматривает не только кнут для нерадивых водителей, но и пряник для законопослушных — вводится стимулирование к оплате штрафов при автофиксации нарушений ПДД. Льготы — для законопослушных водителей и карательные меры — для злостных нарушителей.

Так, в частности, если заплатить штраф в течение пяти банковских дней с момента получения «письма счастья», сумма штрафа уменьшается наполовину. Вместе с тем, если за 30 дней после получения уведомления штраф не уплатить, то взимается пеня в двойном размере штрафа. А при неуплате пени в течение 60 дней дело передается в исполнительную службу, и судебные исполнители уже в принудительном порядке придут и за штрафом, и за пеней.

У водителей еще есть время приучиться к дисциплине

Предусмотрены законом и другие «приятные мелочи». В частности, чтобы водители сразу узнавали о том, что их нарушение зафиксировано, они могут сообщить в полицию номер своего мобильного телефона или адрес электронной почты. На эти контакты и будет отправляться информация. Внесение данных должно осуществляться бесплатно.

Позаботились законодатели и о владельцах, которые когда-то продали свой автомобиль по генеральной доверенности и не знают, кто теперь на нем ездит. На Кабмин Украины возложили обязанность в месячный срок после вступления в силу закона уведомить автовладельцев обо всех автомобилях, которые на них зарегистрированы. Таким образом, люди смогут узнать, каким транспортом владеют де-юре.

Несмотря на то что закон о «письмах счастья» принят, их начнут отправлять украинским водителям еще не скоро. Время научиться ездить, не нарушая ПДД, еще есть. Закон вступает в силу с момента его опубликования в правительственных СМИ, а до этого документ еще должны подписать председатель Верховной Рады и президент Украины — на это законодательством отведено около 30 дней.

Источниками финансирования системы автофиксации нарушений ПДД могут быть государственный и местные бюджеты, средства частных инвесторов и государственно-частного партнерства и другие, не запрещенные законодательством. То есть сначала нужно найти заинтересованные в построении системы автофиксации организации, затем закупить приборы, способные в автоматическом режиме выявлять и снимать нарушения ПДД, и создать Центр обработки информации, полученной от фото- или видеокамер.

Поскольку для этого нужны немалые средства, то централизованно изыскать их на весь комплекс автофиксации не удастся, и он будет внедряться в Украине поэтапно — начиная с крупных мегаполисов и магистралей общегосударственного значения. Скорее всего, первая система появится в столице — ведь в Киеве в экспериментальном порядке уже около двух лет функционируют камеры для автофиксации нарушений, задействовать которые будет легче и быстрее всего.

Первый заместитель главы Департамента ГАИ МВД Владислав Криклий рассказал, что столицу планируют обустроить более чем 600 камерами, и система автофиксации нарушений заработает здесь с осени нынешнего года. Поэтому стать дисциплинированными водителями в первую очередь придется именно киевским автомобилистам.

За какие нарушения ПДД водителям будут начисляться штрафные баллы*

Ст. КоАП Виды административных нарушений Действующий штраф Будущий штраф Штрафные баллы
Ст. 122, ч. 1 Превышение водителями ТС скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований знаков и разметки, правил перевозки грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, проезд по тротуарам 255—340 грн 255 грн 50 баллов
Ст. 122, ч. 2 Нарушение водителями ТС правил проезда перекрестков, проезд на запретительный сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, пользование внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, их переоборудование, использование водителем средств связи (без громкой связи), а также нарушение правил учебной езды 425—510 грн 425 грн 50 баллов
*Штрафные баллы за другие виды нарушений ПДД Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» не пре­дусмотрены.

Источник: fakty.ua

 

 

Топ товаров

Рессора AL-KO

Концерн AL-KO Kober (Германия) выпускает рессоры для автомобильных прицепов различной грузоподъемности: -3-x листовая рессора - контрольная нагрузка на одну рессору 300кг. - 475грн.-4-х листовая рессора - контрольная...

Подробнее...

Прицеп Сантей 750-211 бортовой двухосный

Прицеп Сантей 750-211. Оцинкованный двухосный прицеп без тормозов на торсионах фирмы AL-KO (Германия).По паспорту полная масса -750кг, категория Е не нужна!!! Габаритные размеры - 3.65х1.80м, размер грузовой...

Подробнее...

Прицеп для легкового автомобиля- КНОТТ-31 (Банан)

Купить легковой прицеп в Киеве.Прицеп для легкового автомобиля- КНОТТ-31. Размер кузова-1.30 на 2.15 (банан) чистый внутри 1.25х2.10 . Рессора, борта усиленные. Дополнительный усилитель по раме. Платформа ровная,...

Подробнее...

Прицеп для легкового автомобиля- ПГМФ-8302.

Купить прицеп в Киеве.Прицеп для легкового автомобиля- ПГМФ-8302. Прицеп на рессорной подвеске. Размер габаритный- по бортам прицепа-1,2х2,0м. Чистый размер внутри -1.15х1.95. Борта прицепа усиленные 25-м уголком....

Подробнее...

Кремень+ КРД 050108

Грузовой прицеп для легкового автомобиля, микроавтобуса КРЕМЕНЬ+ (2-х осный). Рессорная подвеска. Платформа ровная, колеса вынесены. Дышло треугольное, опорное колесо подката, задний и передний борта...

Подробнее...