Особенности вождения с прицепом в различных условиях движения.

Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа заметно и качественно ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает парусность, затрудняющая управление при боковом ветре и обгонах крупными машинами.

   От водителя автомобиля с прицепом требуется повышенное внимание, так как прицеп ограничивает маневренность, проходимость, увеличивает время разгона и тормозной путь тягача с прицепом.

   Автомобиль с прицепом стесняет на дороге другие транспортные средства, в плотных транспортных потоках возможны попутные столкновения из-за ошибок в выборе дистанции, боковых интервалов, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.

   В движении любые маневры (обгон, торможение) возможны лишь при избыточном запасе времени и расстояния. Снижать скорость вынуждают прицепы с колесами меньших размеров, чем автомобильные, — они чаще повреждаются и перегреваются.

   Движение с прицепом начинай плавно, без рывков и только после прогрева двигателя до температуры не менее 70oС. Трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля и износу шин, перерасходу топлива, к поломке деталей трансмиссии и сцепных устройств, а на скользких или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.

   Не превышайте разрешенную скорость. Избегайте резкого трогания, разгона и торможения, резких маневров, поворотов и перестроений. На стоянке всегда затормаживайте и автомобиль, и прицеп. Используйте стояночный тормоз прицепа при его наличии.

   Во избежание заноса прицепа и «складывания» автопоезда следует избегать резких торможений на скользкой дороге, а при гололеде — снизить скорость и соблюдать особую осторожность.

   В пути обязательно следите за характером движения прицепа. Виляние, подергивание и увод прицепа говорят об износе сцепного устройства или ходовой части прицепа, неравномерном распределении груза на нем, недостаточном или неравном давлении в шинах или неравномерном износе шин.

   В зеркала желательно видеть колеса прицепа, так как проколы шин незагруженного прицепа почти не сказываются на усилиях на руле, и двигаясь на спущенной шине, можно ее испортить окончательно.

На уклонах

   Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием проходите с разгона, скользкие подъемы — на пониженной передаче при равномерной скорости движения, крутые или затяжные подъемы преодолевай на низшей передаче.

   На спусках скорость выбирайте с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности, не выключайте двигатель, передачу и сцепление.

   Не останавливайте автомобиль с прицепом на крутых уклонах, а если придется, то под колеса ставь упоры.

   Преодолевая подъемы, не превышайте скорость в 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч на второй.

   При трогании на подъемах сцепление включайте немного раньше полного растормаживания колес.

Повороты

   Маневренность автомобиля с прицепом намного хуже, чем без прицепа. На повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортным средством или съезда в кювет, потому что колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.

   При повороте автомобиля с прицепом убеждайтесь, что свободного пространства достаточно для проезда прицепа. Выполняя поворот, учитывайте его длину и рассчитывайте путь передних колес автомобиля, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.

   На поворотах и на скользкой дороге особенно велика опасность заноса прицепа, складывания автомобиля с прицепом и опрокидывания прицепа. Поэтому при прохождении поворота скорость автомобиля с прицепом должна быть постоянной, уменьшать частоту оборотов и тормозить нельзя, выполнять повороты следует плавно, без рывков.

С прицепом в городе

   Наиболее сложно управлять автомобилем с прицепом в городе, где много пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность. Прицепы вообще плохо приспособлены к городским условиям. В местах повышенной опасности применяйте приемы, способствующие сокращению остановочного пути. Перестроение затруднено, если автомобили движутся сплошным потоком. Выполнять перестроение на соседнюю полосу движения можно, если дистанция между машинами, движущимися по этой полосе, в 4-5 раз больше длины автомобиля с прицепом. Перестроение выполняйте четко, заранее включив указатели поворота.

   Быстро оценивайте обстановку на перекрестке, своевременно перестраивайтесь, пересекайте перекресток на скорости, позволяющей немедленно остановить автомобиль в случае опасности. Сцепление не выключайте.

   Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог пересекайте, лишь убедившись в полной безопасности.

   По правой полосе ведите автомобиль с прицепом подальше от тротуара, особенно если на нем много пешеходов. Если на перекрестке поворачивайте направо, то расстояние между колесами автомобиля и тротуаром должно быть не менее 1-1,5 м. При меньшем расстоянии прицеп выедет на тротуар, а при большем — на полосу встречного движения.

Торможение автопоезда

   Затормозить автомобиль с прицепом сложнее, поэтому перед торможением заранее снижайте скорость движения. Тормозите плавно и преимущественно на прямолинейных участках.

   Тормозной путь автомобиля с прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому научитесь рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность.

   Резкое торможение недопустимо — сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и прицепа. Если начинается занос прицепа, плавно увеличивайте скорость, выровняйте автомобиль, а затем снова начните торможение. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.

   На длинных крутых спусках тормоза испытывают значительные напряжения. Переходите на низшую передачу и тормозите двигателем.

   Легковому автомобилю с прицепом свойственна склонность к складыванию — явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто — при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно.

   Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.

   Тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля, — это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание автомобиля прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.

Обгон при вождении автопоезда

   Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют исключительно тихоходные транспортные средства, а не обычный автотранспорт. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.

   Идите на обгон, только если есть хороший обзор дороги, не требуется значительно увеличивать скорость движения, нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. В случае вынужденного прекращения обгона автомобилю с прицепом очень сложно вновь вернуться в свой ряд.

Грунтовые дороги

   При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую, и автопоезд застрянет.

   При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес, которое приводит к заносу и складыванию автомобиля с прицепом, особенно если дорога будет иметь поперечный уклон. Двигайтесь по гребню такой дороги и используйте имеющуюся колею. Короткие труднопроходимые участки проходите с разгона, длинные — на пониженной передаче.

   При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают только после того, когда прицеп преодолеет это препятствие.

Зимой с прицепом

   Вождение автомобиля с прицепом зимой требует повышенной осторожности — накатанный снег уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как на поворотах, так и во время торможения, особенно на обледенелой дороге. В этих случаях держите большую дистанцию. На скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос.

   При заносе автомобиля с прицепом необходимо плавно уменьшить подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля в сторону заноса, и не выключать сцепление. Затем для выравнивания следует плавно увеличить подачу топлива. Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем. В исключительных случаях допускается замедлять скорость импульсным торможением при включенном сцеплении.

   При заезде на обочину с рыхлым снегом может произойти занос прицепа или его затягивание в глубокий снег. Затягивание произойдет тем быстрее, чем выше скорость. Поэтому совершайте обгон на узких участках такой дороги, только если Вы уверены, что обочина покрыта плотным укатанным снегом.

   При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, снижайте скорость.

   По глубокому снегу автомобиль ведите на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок. Если началось буксование колес, применяйте раскачку. Если несколько попыток не помогли, нужно расчисть от снега дорогу перед колесами.

   Скорость автомобиля с прицепом на закруглениях выбирайте в зависимости от радиуса закругления и состояния дорожного покрытия — чем меньше радиус, тем меньше скорость. При движении по обледенелым закруглениям дорог, при разъездах на участках дороги, суженных снежными заносами, скорость автомобиля с прицепом должна быть минимальной.

Задним ходом

   Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Оно удается только после серии тренировок на ровной площадке, пока водитель не уяснит и не запомнит четко, что для подачи прицепа, например влево, рулевое колесо автомобиля надо поворачивать вправо, и наоборот.

   Движение задним ходом некоторых видов прицепов, оборудованных тормозами с инерционным приводом, может быть затруднено, а в некоторых случаях и невозможно без отключения привода, так как при движении задним ходом он срабатывает.

   При комплектации прицепов тормозной системой и тягово-сцепным устройством отключение инерционного привода тормозов для движения задним ходом не требуется.

Если на автомобиле автоматическая коробка передач

   Каждая автокомпания в инструкциях по эксплуатации отмечает особенности вождения автомобиля с прицепом, включая особенности управления, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.

Топ товаров

Рессора AL-KO

Концерн AL-KO Kober (Германия) выпускает рессоры для автомобильных прицепов различной грузоподъемности: -3-x листовая рессора - контрольная нагрузка на одну рессору 300кг. - 475грн.-4-х листовая рессора - контрольная...

Подробнее...

Прицеп Сантей 750-211 бортовой двухосный

Прицеп Сантей 750-211. Оцинкованный двухосный прицеп без тормозов на торсионах фирмы AL-KO (Германия).По паспорту полная масса -750кг, категория Е не нужна!!! Габаритные размеры - 3.65х1.80м, размер грузовой...

Подробнее...

Прицеп для легкового автомобиля- КНОТТ-31 (Банан)

Купить легковой прицеп в Киеве.Прицеп для легкового автомобиля- КНОТТ-31. Размер кузова-1.30 на 2.15 (банан) чистый внутри 1.25х2.10 . Рессора, борта усиленные. Дополнительный усилитель по раме. Платформа ровная,...

Подробнее...

Прицеп для легкового автомобиля- ПГМФ-8302.

Купить прицеп в Киеве.Прицеп для легкового автомобиля- ПГМФ-8302. Прицеп на рессорной подвеске. Размер габаритный- по бортам прицепа-1,2х2,0м. Чистый размер внутри -1.15х1.95. Борта прицепа усиленные 25-м уголком....

Подробнее...

Кремень+ КРД 050108

Грузовой прицеп для легкового автомобиля, микроавтобуса КРЕМЕНЬ+ (2-х осный). Рессорная подвеска. Платформа ровная, колеса вынесены. Дышло треугольное, опорное колесо подката, задний и передний борта...

Подробнее...